15 августа 2009 года наш форум начал свою работу. Цель создания форума - обеспечение информационного пространства между регионами РЛК.

АвторСообщение



Сообщение: 88
Зарегистрирован: 11.12.10
Откуда: РОССИЯ, Новороссийск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.01.11 17:25. Заголовок: Работа собаки по обнаружению взрывчатых веществ и наркотиков.


В общем все просто нам поставленна задача к 2 годам Рэйну по мимо ОКД и ЗКС-сие дело Обнаружение вв....вот книженцию нашла...а что на практике...У нас он эксперементный вариант...

РАБОТА СОБАКИ ПО ОБНАРУЖЕНИИЮ ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ И НАРКОТИКОВ. (Методика А. Сидельникова).
ВВЕДЕНИЕ.
Большая часть существующей литературы по данной теме является оригинальными разработками специалистов-кинологов, имеющих большой опыт практической работы. Однако данные разработки зачастую не содержат подробного описания программы дрессировки, количества занятий и системы ввода усложнений. Предлагаемая работа по возможности восполняет эти пробелы.
В данной брошюре рассматриваются только вопросы подготовки специальных собак, хотя, приступая к курсу дрессировки, необходимо учитывать особенности дальнейшего применения собак. Немаловажным является также вопрос технической и тактической подготовки дрессировщиков.
Настоящая методика основана на использовании интенсивного метода дрессировки. Он предполагает отработку приемов и навыков в жестком режиме и с большой нагрузкой. Чтобы предотвратить передрессировку, занятия организуются целенаправленно, по видам дрессировки. В различные дни недели, нагружая разные нервные центры, дрессировщик переключает собаку на разные виды деятельности.
Описанная методика основана на использовании «инстинкта добычи» - стремления собаки овладеть апортировочным предметом. Существуют иные методики, основанные на вкусопоощрительном методе, или на развитии активно-оборонительной реакции, но все они имеют определенные недостатки и применяются только для дрессировки отдельных собак, чей тип высшей нервной деятельности и преобладающая реакция поведения не позволяют использовать общепринятые методики.
Подготовка специальных собак - дело дорогостоящее и требующее серьезной организации. Большое количество помощников, материальной базы, сложность учета наркотических и взрывчатых веществ, требования приближения условий дрессировки к условиям применения. Все это предполагает вложение больших средств. Подготовленная собака для поиска наркотических веществ в США стоит 30 тысяч долларов.
Учитывая вышесказанное, в дрессировку по спецкурсу необходимо отбирать только собак, от которых можно ожидать максимальный результат. Излишняя экономия или спешка при комплектовании группы может привести к тому, что большая часть собак, по окончании курса дрессировки окажется недостаточно подготовленной для практического применения. Иными словами, для получения отличного результата необходимо отбирать только лучших собак.
1.ВЫБОР СОБАКИ В КУРС ДРЕССИРОВКИ.
К дрессировке по специальной службе пригодны собаки многих пород, однако, предпочтение следует отдавать немецкой овчарке. Спаниели, кокер - спаниели, доберманы, шнауцеры, терьеры тоже могут успешно применяться для поиска и обнаружения НВ (ВВ). Но собаки этих пород имеют свои общие недостатки.
Спаниели, кокер - спаниели обладают ограниченной работоспособностью в сложных погодных условиях, да и общая работоспособность значительно уступает выносливости немецкой овчарки. У собак этих пород сложно выработать навык активного, заинтересованного поиска. Следует также учитывать, что терьеры, шнауцеры, доберманы в основном обладают подвижной нервной системой, холерического типа высшей нервной деятельности, что затрудняет проведение сложной дифференцировки.
Современный стандарт немецкой овчарки предполагает наличие крепкой, уравновешенной нервной системы сангвинического типа ВНД, с достаточно подвижными процессами возбуждения и торможения. Собаки такого типа наиболее приспособлены для специальной службы, так как в них сочетаются активность в работе и выносливость.
Для дрессировки следует отбирать собак в возрасте 8-16 месяцев. Более молодые собаки обладают хорошей обучаемостью, но у них значительно снижена способность переносить длительные тренировочные нагрузки, какие предполагает интенсивная методика обучения.
На собак старше 16 месяцев меньший эффект оказывает подражательный метод дрессировки. Да и следует учитывать, что все первоначальное приучение собак к поиску и обнаружению источника запаха НВ (ВВ) проводится в форме игры, а, как известно, на таких занятиях наиболее активно ведут себя молодые собаки. Кроме того, в возрасте более 16 месяцев агрессия собак начинает быстро возрастать. Чрезмерно злобных собак нельзя допускать к дрессировке по спецкурсу, так как агрессивное поведение затрудняет выполнение многих упражнений с помощником, где основное внимание собаки должно быть направлено на апортировочный предмет в руках человека, на объекты досмотра.
Одна из собак, готовившаяся по описанной методике, в течение двух недель занятий после того, как помощник прятал предмет, бросалась на помощника, а лишь после жесткого воздействия дрессировщика переключалась на объект досмотра.

В любое время в любом месте-любое задание... Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 4 [только новые]





Сообщение: 89
Зарегистрирован: 11.12.10
Откуда: РОССИЯ, Новороссийск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.01.11 17:28. Заголовок: Такое поведение устр..


Такое поведение устранимо, но процесс переучивания занимает длительное время, которое может быть использовано для отработки различных усложнений. Особенное место занимает вопрос выбора пола собаки. При массовой подготовке инструкторов более высокий процент хорошо работающих собак - среди сук. Отношение количества отлично работающих сук к количеству работающих на таком же уровне кобелей обычно составляет 3:1 и выше. Суки имеют только один недостаток – течка, когда их практически невозможно использовать на службе. Но, в противоположность вышесказанному, замечено, что иногда встречаются «гениальные» собаки, которые при любых методиках, при любых инструкторах работают активно, четко и в любых условиях. Практически всегда такими собаками оказываются кобели.


2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ.
Навык поиска и обнаружения источника запаха НВ (ВВ) необходим для проверки транспортных средств, грузов, багажа и ручной клади, обыска местности и помещений с целью выявления наличия контрабандно провозимых НВ (ВВ) в условиях автомобильных, железнодорожных пунктов пропусков, аэропортов, портов и вокзалов.
Условные раздражители:
основные: команда «ищи», жест-показ рукой в сторону объекта досмотра.
дополнительные: команды «апорт», «нюхай», «дай», «голос», «лежать», «хорошо», а также: вид объектов досмотра, запах искомого вещества.


Безусловные раздражители:
апортировочный предмет, лакомство, поглаживание.

Навык вырабатывается на базе инстинкта «добычи» - стремления собаки овладеть предметом, унести и спрятать его.
Инстинкт добычи - один из важнейших инстинктов в жизни собаки. Он проявляется со щенячьего возраста до старости животного. Объектом такого поведения собаки становится не только пища, но и все, что можно взять в зубы. На базе этого безусловного рефлекса вырабатываются многие навыки служебной и спортивной дрессировки, причем, выработанное поведение отличается высокой активностью и желанием животного работать.
Наличие ярко выраженного инстинкта добычи является основным условием отбора собаки для подготовки к поиску и обнаружению НВ (ВВ). Собака должна активно искать и хватать апортировочный предмет, бороться за него. Выработка торможения здесь абсолютно недопустима. «Классическая» апортировка, с выдержкой у ноги дрессировщика перед пуском за брошенным предметом, с запретом грызть и играть с апортировочным предметом, с выдержкой перед дрессировщиком и с четкой отдачей предмета, вредна. Собака должна срываться сама, только увидев полет предмета, должна играть с ним, стремиться овладеть им и унести его, активно сопротивляться попыткам, кого бы то ни было отобрать любимую вещь. Только собак, проявляющих описанное поведение, необходимо отбирать в дрессировку по специальному курсу.
Важное значение в любой дрессировке имеют четкие и уверенные действия дрессировщика. Поэтому, перед вводом каждого усложнения нужно отработать все действия инструктора без собак до автоматизма. Этот момент является наиболее важным, так как эффект любой, самой прогрессивной современной методики легко сводится на нет неправильным применением раздражителей.
Очень важна запаховая дисциплина на занятиях. Необходимо постоянно анализировать, на какой комплекс запахов срабатывает собака. Если при анализе возникает подозрение, что собака ориентируется не на искомый запах, а на комплекс запах НВ (ВВ) + посторонний запах (запах помощника, ткани и т.д.), сразу проводится работа на дифференцировочной установке, где создаются условия, в которых собаке придется ориентироваться только на запах НВ (ВВ).

3.МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ДРЕССИРОВКИ.
МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА.

Для качественной подготовки специальных собак необходимо иметь следующую материальную базу:
Апортировочный предмет с запахом искомого вещества.
На рис.1 представлены различные варианты предметов. Сложность заключается в том, что предмет должен выдерживать многократные воздействия зубов собаки, быть достаточно мягким, а также иметь возможность закладывать запахоносители. Апортировочный предмет должен иметь кусок веревки для быстрого закрепления на удочке. Запахоносители, закладываемые в апортировочный предмет, бывают первичные и вторичные. К первичным относятся наркотические и взрывчатые вещества. Неудобство таких закладок для апортировочных предметов заключается в сложности учета и списания наркотиков и взрывчатки, в большом риске намокания, механического повреждения, потери указанных веществ. Для сохранности НВ (ВВ) необходимо создавать герметичные, надежные контейнеры, однако, для качественной работы собаки вещество должно
свободно источать запах. Первичные источники запаха «работают» длительное время, дают устойчивый сильный запах. В любом случае предпочтительно использовать предметы с первичными источниками, но это возможно при наличии большого количества искомого вещества, при организации приемлемых условий учета и списания испорченных и утраченных веществ.
Обычно используют вторичные запахоносители, которые представляют собой полоски ткани 1.5х8см, нарезанные в большом количестве и настоянные в течение 1-2 суток в герметично закрытых емкостях (3-х литровые банки) с искомым веществом. Такие запахоносители хорошо сохраняют запах в течение 15-20 часов. После занятия они заменяются новыми. Ткань для вторичных запахоносителей необходимо подбирать шерстяную или полушерстяную, так как шерсть наиболее хорошо и быстро впитывает запах. В качестве материала для вторичных запахоносителей можно использовать вату. Веревочные апортировочные предметы, которые использовались на практике, готовились ночью накануне занятия. В каждый вплеталась одна полоска активизированной запахом НВ (ВВ) ткани. После занятия предметы расплетались, стирались с мылом, высушивались в течение суток. Для того чтобы не путать веревки, предназначенные для НВ - и ВВ- предметов, на обоих концах шнуров цветными нитками были сделаны метки. При плетении предмета оставляют свободный конец веревки длиной 20-30см.
На занятии всегда необходимо иметь 1 запасной предмет на 3-5 дрессировщиков, так как предметы могут расплестись, потеряться, веревочный шнур собака может перегрызть.
Вообще к курсу дрессировки необходимо заготовить такое количество апортировочных предметов (речь идет о плетеных апортировочных предметах), которое превышает количество обучаемых собак в три раза.
Контейнер с источником запаха для занюхивания (рис.2). Контейнер представляет собой пластмассовую герметично закрывающуюся коробочку, в которой хранится первичный, а чаще вторичный запахоноситель. Всегда нужно иметь возможность легко и быстро одной рукой взять контейнер, открыть его, дать понюхать собаке и положить на место. Контейнер с источником запаха для занюхивания должен носить на занятия руководитель или помощник, но ни в коем случае не дрессировщик. Мы учим собаку реагировать в любое время и в любых условиях на источник искомого запаха, а если контейнер находится в кармане дрессировщика, он фактически приучает собаку спокойно реагировать на запах НВ (ВВ).
Закладки. Закладки представляют собой зашитые и опечатанные мешочки из плотной ткани, в которых хранится разное количество искомого вещества - от 5 гр до 1кг. Все закладки желательно помещать в контейнеры, образцы которых представлены на рис.3. Контейнер предназначен для защиты закладки от механических повреждений. В контейнере необходимо проделать отверстия для свободного распространения запаха.
Закладки необходимо иметь разной массы в указанных пределах. Всякие нормы количества вещества на одну собаку здесь бессмысленны, так как, даже дрессируя одну собаку, необходимо работать на разные количества вещества. Известны случаи, когда собака, отлично работающая на малые и сверхмалые закладки, пропускала закладку массой 2-3кг. Поэтому, чем больше диапазон применяемых объемов закладок, тем лучше.
Автотранспорт. Для приучения собак к досмотру автотранспорта необходимо иметь настоящие, «живые» машины, которые обладают всем комплексом запахов автомобиля. Чем ближе учебные условия подготовки к условиям применения, тем лучше. В идеальном варианте последний период подготовки собак необходимо проводить непосредственно на месте ее последующей работы. Если занятия проводятся в условиях воинской части, необходимо выстроить в колонну 8-10 машин разных типов.
Багаж. Необходимо иметь 35-40 мест багажа (ручной клади) - чемоданы, дипломаты, сумки. Для всех мест багажа необходимо иметь наполнители - личные вещи. Наполнители для багажа нельзя хранить в кладовке – нужно брать личные вещи, находящиеся в употреблении.
Грузы. Необходимо иметь 35-40 объектов различной величины: от посылочных ящиков до ящиков размером с бытовой холодильник. Грузы, также как и багаж, должны быть наполненными.
Удочки. На 2-3 дрессировщиков должна быть одна удочка: жердь длиною до 3-х метров с веревкой. К концу веревки во время занятия привязывается апортировочный предмет, поэтому удочка должна выдерживать большую нагрузку.
Корзины (Рис.4). Корзины должны быть открыты сверху, чтобы дрессировщик (или помощник) имел возможность с помощью удочки опускать апортировочный предмет внутрь. Стенки корзины не должны давать собаке овладеть предметом.
Дифференцировочные установки (Рис.5).

Дифференцировочные установки должны быть открытого типа (проветриваемые). При использовании закрытых дифференцировочных установок (ящик с перегородками для банок) запах искомого вещества не успевает выветриться, и собака часто срабатывает на отсек, в котором банка с искомым веществом стояла раньше. Размеры каркасов для банок должны позволять прочно их удерживать и в то же время легко их менять. Обычно делают установки на 5-7 емкостей, рассчитывая размеры на полулитровые банки. Крышки для банок используют полиэтиленовые, с посверленными отверстиями.
Так как дифференцировочные установки открытые, дрессировщик может свободно видеть все, что лежит в банке. Иногда это нежелательно, поэтому в банках вдоль стенок выкладывают кольцо из бумаги. Необходимо готовить 2 установки на группу 5-10 обучаемых, но не менее двух, так как на занятии должна быть запасная дифференцировочная установка.
При работе на таких установках собака, активно дающая сработку, может выбросить банку из каркаса и разбить ее, поэтому необходимо иметь 2-3 запасных банки на занятии. Наполнители для банок (НВ, ВВ, источники отвлекающих запахов) готовятся и закладываются в зависимости от требований, предъявляемых методикой (см. раздел «Приучение собак к досмотру автотранспорта, грузов, багажа, дифференцировке запахов НВ (ВВ))».

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Перед началом дрессировки собаки по специальному курсу у нее должны быть отработаны следующие навыки:
- контакт с дрессировщиком,
- условная связь на команду «ХОРОШО»,
- подход к дрессировщику по команде «КО МНЕ»,
- собака должна быть приучена к поводку, ошейнику, наморднику, передвижению на автотранспорте.

Следует еще раз подчеркнуть, что собака должна владеть апортировкой в объеме, описанном в главе «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ» Прежде всего в коре головного мозга собаки должна установиться прочная связь между объектом применения инстинкта добычи и источником запаха НВ (ВВ). Говоря проще, собака должна запомнить, «знать» запах искомого вещества. Это достигается примерно в течение недели занятий отработкой следующих упражнений (упражнения выполняются только с апортировочным предметом с запахом НВ (ВВ))
Упражнения по апортировке.
1.Предмет брошен на 3-10 метров. При выполнении этого упражнения нельзя давать выдержки. Все необходимо проводить в форме игры: привлечь внимание собаки видом апортировочного предмета, бросить его, поощрить активное стремление собаки найти и подобрать апортировочный предмет.
В любом случае за найденный собакой предмет с запахом искомого вещества животное следует активно поощрять, независимо, сделано это по команде дрессировщика, или без нее. Если Вы занимаетесь общей дрессировкой или работой на полосе препятствий, и собака неожиданно обнаружила и схватила предмет с запахом НВ (ВВ), или дала сработку (см. ниже) на источник искомого запаха, необходимо активно поощрять собаку.
Первое упражнение следует отрабатывать свободно, желательно в движении. Дрессировщик должен пробегать в сторону брошенного предмета, побуждать собаку двигаться голосом, жестами-то есть стремиться возбудить нервную систему собаки воздействием на все органы чувств. За то, что собака подбирает и носит в зубах палки, шишки и другие предметы, не имеющие запаха НВ (ВВ), собаку поощрять не надо. Пресекать такие действия собаки тоже вредно, но поощрение в этом случае должно отсутствовать. Поощрение к специальной собаке применяется только за овладением предметом-источником запаха НВ (ВВ) или за сработку на такой источник.
2.»Борьба за предмет». Упражнение проводится в форме игры. Дрессировщик борется с собакой за предмет, перетягивает его на себя. Каждое упражнение должно заканчиваться тем, что собака овладевает предметом. Для того чтобы собака не грызла и не портила апортировочный предмет, но все же получала удовлетворение от реализации инстинкта добычи, необходимо, после того, как собака схватила предмет, быстро с ней пробежаться метров 50.
Собака чувствует, что предмет находится в ее полном распоряжении, но в тоже время не имеет возможности грызть его и играть с ним. Если собака не отдает предмет после пробежки по команде дрессировщика, то не следует применять угрожающих интонаций. Необходимо попытаться хитростью, показав другой предмет, отобрать первый. Нельзя для этой цели использовать лакомство, так как собака может снизить заинтересованность в апортировке и переключить свое внимание на руки и карманы дрессировщика.
Бывают случаи, когда собака ни за что не соглашается отдать предмет, даже проявляет агрессию. Не следует делать из этого проблему, собака ведь делает главное - активно стремится овладеть предметом. У такой собаки можно легко отобрать предмет, переключив ее на другой вид деятельности. При этом дрессировщик должен делать вид, что не обращает внимания на апортировочный предмет в зубах собаки. Часто при досмотровой работе, стоит такую собаку с предметом в зубах послать жестом или командой на объект досмотра, как она, спустя несколько секунд бросает предмет и продолжает работать.
3. Бросок предмета на 15-20 метров с выдержкой. Хоть мы и говорили о том, что всякие выдержки при апортировке недопустимы, выполнение упражнения N 3 является исключением. Здесь выдержка перед посылом собаки за предметом нужна для того, чтобы собака забыла точное место, в которое упал предмет. Как показывает практика, если собака один раз оторвала взгляд от места падения предмета, она уже вынуждена искать его, используя не только зрительный, но и обонятельный анализатор.
Обычно для выполнения этого условия достаточно выдержки 5-10 секунд, главное, чтобы собака в течение этого времени хотя бы один раз отвела взгляд. Эффект усиливается, если местность подобрана с небольшим искривлением, то есть, предмет должен падать за бугорок, скрываясь из виду (с высоты взгляда собаки). Можно придерживать собаку за ошейник. После посыла собаки за предметом упражнение выполняется аналогично упр. № 1. Если собака длительное время не может найти предмет, дрессировщик начинает медленно двигаться в сторону предмета и останавливается прямо перед ним. Если собака при этом находит предмет, дрессировщик поощряет ее и выполняет пробежку. Если же собака останавливается и теряет интерес к апортировочному предмету, дрессировщик должен быстро и активно схватить его, привлечь внимание собаки и выполнить упр. № 1. Описанное упражнение хорошо развивает обонятельно-поисковую реакцию собаки, тренирует обонятельный анализатор, заставляет собаку ориентироваться не только на вид, но и на запах предмета. Это упражнение хорошо выполняет основную задачу подготовительных упражнений: установление у собаки связи на источник запаха НВ (ВВ).
4. Игра с апортировочным предметом на удочке. Как указывалось в описании материальной базы, у каждого апортировочного предмета должен быть конец веревки 20-30 см. длиной. При помощи этого конца предмет привязывается к веревке, идущей к концу удочки. Удочка - удобное приспособление для игры как с одной, так и сразу с несколькими собаками. Каждое упражнение должно заканчиваться отдачей предмета собаке и пробежкой, причем собака должна овладевать предметом с определенными трудностями, «Завоевать» его, а не получить предмет из рук дрессировщика.
5. Предмет на удочке за сетчатым препятствием. Предмет на удочке помещается за сетчатую преграду (забор) и находится прямо перед носом собаки, но все же остается недоступным для нее. С помощью удочки «оживляем» предмет, заставляем его двигаться. При выполнении этого упражнения начинаем отрабатывать «поведение при сработке». Для каждой собаки это поведение нужно подобрать индивидуально.
Хорошо возбудимые собаки легко учатся облаивать предмет. Менее возбудимых собак легче научить царапать (копать) лапами место перед источником запаха НВ (ВВ). Если собака очень спокойна, ее целесообразно обучать посадке или укладке при сработке. При выборе «поведения при сработке» необходимо использовать и развивать индивидуальные наклонности собаки. Обычно собак учат «царапать», но если собака устойчиво дает другое поведение, не следует его ломать, нужно его усиливать своевременным поощрением. После того, как собака в течение 3-5 секунд проявит требуемое поведение, ей дают возможность овладеть предметом и унести его, выполняют пробежку.
6. Предмет на удочке помещается в корзине. Плетенная из проволоки корзина переворачивается вверх дном, при чем в ее дне должно быть проделано достаточно большое отверстие, чтобы, манипулируя удочкой, можно было быстро опускать в нее предмет, «оживлять» его подергиваниями и вынимать его, отдавая собаке.
При отработке этого упражнения мы также вырабатываем у собаки «поведение при сработке». От предыдущего упражнения упр. № 6 отличается тем, что собака имеет большую свободу передвижения (не вдоль забора, а вокруг корзины).
При отработке этого упражнения, побуждая собаку жестом и голосом проявлять «поведение при сработке» (в дальнейшем будем употреблять выражение «давать сработку»), отходим от собаки, находящейся возле корзины (предмет лежит внутри) на 5-6 метров увеличивая время до подхода (до 10 секунд). В дальнейшем на занятиях следует увеличить дальность отхода от корзины до 20 метров, однако, время выполнения сработки увеличивать не надо. Собака должна сохранять активность и возбужденность до момента, когда ей позволят овладеть предметом. Когда у собаки возникнет устойчивый динамический стереотип (собака начнет активно рваться к корзине и четко давать сработку до момента, пока ей не достанется предмет), упражнение следует видоизменить. Теперь дрессировщик с собакой находится на расстоянии 20-30 метров, а помощник с удочкой привлекает внимание собаки и опускает предмет в корзину. После этого дрессировщик, дав команду «ищи», пускает собаку, оставаясь на месте. За дачу сработки собака поощряется. Если собака не проявляет должной активности, помощник «оживляет» предмет легкими подергиваниями. После выдержки 5-10 секунд дрессировщик подбегает, поощряет собаку и дергает за веревку вверх, позволяя собаке овладеть предметом. Выполняется пробежка.
7. Подвешивание предмета. Помощник или сам дрессировщик подвешивает предмет на свисающие над головой ветки, используя свободный конец веревки, отходящей от предмета.
Собака должна обнаружить его и дать сработку, после чего предмет отдается собаке. Каждое упражнение по апортировке должно заканчиваться тем, что собака овладевает предметом. Нельзя применять команды в угрожающей интонации, нельзя жестко воздействовать на собаку.
Описанные упражнения выполняются только с предметами, имеющими запах НВ (ВВ). При отработке этих упражнений применяются команда «ищи» и жест рукой: подъем правой руки открытой ладонью вниз в сторону объекта досмотра.
8. Помощник уносит предмет. Апортировка. Привлекая внимание собаки апортировочным предметом, дрессировщик бросает предмет помощнику в руки. Помощник в это время стоит в 2-3 метрах от собаки. Поймав предмет, он размахивает им перед собакой, привлекая ее внимание, быстро отбегает спиной вперед и кладет предмет на землю. Сделав еще 3-4 шага, помощник остается спокойно стоять. Дав команду и жест, дрессировщик пускает собаку.
Дрессировщик не должен отпускать из рук поводок до тех пор, пока собака не начнет устойчиво идти только на предмет. Необходимо четко контролировать действия собаки, особенно агрессивной и пресекать проявление злобы на помощника. Упражнение имеет основную цель - пресечение агрессии собаки, направленной на помощника, готовит собаку к работе в группе людей.
При выработке у собаки в дальнейшем навыков обыска грузов, багажа, транспортных средств помощник своими действиями перед пуском собаки должен будет вызвать активный поиск на объектах досмотра, но не агрессию, направленную на человека. Это вырабатывается во время выполнения описанного упражнения. После того, как агрессивная реакция затухнет, нужно видоизменить упражнение. Помощник уже не подходит к дрессировщику с собакой. Он привлекает внимание собаки видом апортировочного предмета с расстояния 15-20 метров, работая дальше по прежней схеме. На этом этапе мы начинаем использовать предмет с запахом НВ (ВВ), к которому не прикасался дрессировщик. Таким образом, собака ищет предмет с «чужим» запахом при отвлекающих движениях помощника.
9. Помощник уносит и прячет предмет, выполняя отвлекающие движения. Помощник размахивает предметом, привлекая внимание собаки. В каждом случае, применения отвлечение собаки, помощник начинает выполнять движения от дальнего конца участка местности (объекта досмотра) к ближнему. Если делать наоборот, собака будет бежать сразу туда, где помощник опускал руку в последний раз, то есть, к дальнему концу участка местности (объекта досмотра). При обработке участка местности помощник должен свободной рукой касаться травы в нескольких местах (на свободной руке нет следов запаха НВ (ВВ)).
Это необходимо для исключения возможности ориентации собаки на индивидуальной запах помощника.
Еще раз напомним подготовительные упражнения:




1. Поднос собакой брошенного предмета на 3-10 метров.
2. «Борьба за предмет».
3. Бросок предмета на 15-20 метров с выдержкой.
4. Игра с апортировочным предметом на удочке.
5. Предмет на удочке за сетчатым препятствием.
6. Предмет на удочке помещается в корзине.
7. Подвешивание предмета.
8. Помощник уносит предмет. Апортировка.
9.Помощник уносит и прячет предмет, выполняя отвлекающие движения.
Методика приучения собак к досмотру автотранспорта, багажа, грузов, дифференцировке.
Методика дрессировки специальных собак включает в себя:
приучение собак к поиску и обнаружению источника запаха НВ (ВВ) в легковом и грузовом автотранспорте;
приучение собак к досмотру багажа и ручной клади пассажиров с целью обнаружения источника запаха НВ (ВВ);
приучение собак к досмотру грузов с целью обнаружения источника запаха НВ (ВВ);
проверка залов ожиданий, служебных помещений и аэропортов, портов и вокзалов с целью обнаружения источника запаха НВ (ВВ).

Программа дрессировки специальных собак рассчитана на 9 недель. Как отмечалось выше, перед началом дрессировки собак по спец. курсу должны быть отработаны подготовительные упражнения с апортировочным предметом с запахом НВ (ВВ). Отработка описанных упражнений займет 5-7 занятий. Кроме того, в главе «Подготовительные упражнения» перечислен комплекс навыков, которые необходимо выработать у собаки, прежде чем можно будет приступать к спец. дрессировке. В итоге, дрессировка специальной собаки займет около 11 недель.
Ниже дана программа подготовки в сжатом варианте, позволяющая понять общую динамику ввода усложнений. Далее, после разъяснений основных понятий и описаний технических приемов, идет подробное описание упражнений, отрабатываемых на занятиях.
Продолжительность занятий по специальной дрессировке 3-4 часа, по общей дрессировке, обыску местности и помещений 2-3 часа.

ПРОГРАММА ДРЕССИРОВКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ СОБАК.


Вид занятия
Краткое описание занятия
1
1. Досмотр
Выполнение упражнений № 7, 9 на автомашинах, грузах, багаже. Поиск НВ (ВВ) на дифференцировочной установке с пустыми банками. Активизация собаки апортировочным предметом (предмет в банке).
2
1. Послушание
Вождение рядом на поводке, посадка, выдержка.
Апортировка: подготовительные упражнения.
3
2. Досмотр
Выполнение упражнений № 7, 9 на автомашинах, грузах, багаже. Выработка «поведения при сработке». Дифференцировочная установка без крышек.
4
3. Досмотр
Поиск апорт, предмета, заложенного в автомашину, груз, багаж в зону запаха НВ (ВВ). На дифференцировочной установке работа с крышками.
5
1. Обыск
местности помещений
Подготовительные упражнения: апортировка предметов с запахом НВ (ВВ), брошенных помощником.
6
4. Досмотр
Поиск НВ (ВВ) на автомашинах, грузах, багаже. Поощрение апортировочным предметом. На ДУ поиск НВ (ВВ) среди бытовых запахов (запах личных вещей, но не парфюмерии и не пищи).
7
2. Послушание
Хождение рядом на поводке, посадка, выдержка, преодоление препятствий.
8
5. Досмотр
Поиск НВ (ВВ) на 1 АМ, 5-6 грузов, 5-6 багажа. В одном месте закладываем посторонний запах из личных вещей (не пищевой и не парфюмерия). ДУ: то же, что и зан. № 6.
9
6. Досмотр
2 АМ,10-12 мест багажа, 10-12 груза.1 закладка посторонняя (не пищевая и не парфюмерная). ДУ: несколько посторонних закладок, не пищевого и не парфюмерного происхождения.
10
2. Обыск местности помещений
Обыск полосы до 100м. Источник запаха НВ (ВВ) лежит, открыто, на земле (на полу).
11
7. Досмотр
2 АМ, 10-12 мест багажа, 10-12 грузов, 3 - 4 посторонних закладки. ДУ: посторонние закладки - мыло, парфюмерия.
12
3. Послушание.
Хождение рядом на поводке и без поводка, посадка, выдержка, преодоление препятствий.
13
8. Досмотр
2 АМ, 10-12 мест багажа, 10-12 грузов, 3-4 посторонних закладки (парфюмерия). ДУ: парфюмерия. Пустые пуски на объекты и ДУ.
14
9. Досмотр
2 АМ,10-12 мест багажа 10-12 грузов, 3-4 посторонних закладки (парфюмерия). ДУ: хлеб, печенье.
15
3. Обыск местности помещений
Заслеженная местность (асфальт) с невысокими местными предметами - камни, пни и т.д. высотой до 0.5м. Две полосы по 100 метров. Источник запаха замаскирован, находится на земле (полу)
на местных предметах (чемоданах) на высоте 0-0.5
16
10. Досмотр
3 АМ,15-17 мест багажа, 15-17 грузов, все заполнено (парфюмерия, хлеб, печенье). ДУ: хлеб, печенье.
17
4.Послушание
Хождение рядом на поводке и без поводка. Приучение к шуму работающих двигателей большегрузных автомобилей. Посадка, укладка, подход, преодоление препятствий.
18
11. Досмотр
3 АМ,15-17 мест багажа, 15-17 грузов, заполнено парфюмерией, хлебом, печеньем. ДУ: сало, мясо.
19
12. Досмотр
3 АМ,15-17 мест багажа, 15-17 грузов, все заполнено. Мясо, сало. ДУ: мясо, сало.
20
4.Обыск местности помещений
Местность с отдельно стоящими деревьями, кустами. Источник запаха замаскирован, высота 0-1м. Две полосы по 100м. (В зале - аналогично).
21
13. Досмотр
3 АМ,15-17 мест багажа, 15-17 грузов мясо, сало. ДУ: посторонние закладки - любые пищевые.
22
5.Послушание
Хождение рядом. Приучение к движущемуся автотранспорту. Подъем в кузов, на крышу автомобиля. Посадка, укладка, подход, преодоление препятствий.
23
14. Досмотр
4 АМ,20-22 места багажа, 20-22 грузов, все заполнено (пища). ДУ: комплексирование с посторонними запахами (не парфюмерия и не пища).
24
15. Досмотр
4 АМ,20-22 места багажа,20-22 грузов. Посторонняя пища. ДУ: комплексирование с посторонними запахами (не парфюмерия и не пища).
25
5.Обыск местности помещений
Местность с кустами, деревьями, ямами. Источник запаха закапывается, поднимается на кусты и деревья, высота -0.5-1.5м.
В зале: источник запаха прячется в багаж пассажиров, в элементы конструкции зала (стойки, кресла, вентиляция и т.д., до 1.5м. высотой).
26
16. Досмотр
4 АМ,20-22 места багажа, 20-22 грузов. Посторонняя пища, ДУ: то же, что и в занятии № 24.
27
6.Послушание
Выполнение нормативных упражнений по послушанию. Движение по верху машин. Отказ от корма.
28
17. Досмотр
4 АМ,20-22 места багажа, 20-22 грузов. Комплексирование с посторонними запахами (не пища и не парфюмерия). ДУ: комплексирование с парфюмерией.
29
18. Досмотр
5 АМ,25-27 места багажа, 25-27 грузов, комплексирование с посторонними запахами (не пища и не парфюмерия). ДУ: комплексирование с парфюмерией.
30
6.Обыск местности помещений
Местность от поля до леса (разные пуски на разной местности). Три полосы по 100м. Источник запаха на высоте до 2-х м. В зале то же, до 2-х м. высотой. Обыск складов, подсобных помещений.
31
19 Досмотр
5 АМ,25-27 места багажа, 25-27 грузов, комплексирование с парфюмерией. ДУ: комплексирование с пищей
32
7.Послушание
Выполнение нормативных упражнений по послушанию. Движение по верху машин. Отказ от корма.
33
20. Досмотр
5 АМ,25-27 места багажа,25-27 грузов. Комплексирование с парфюмерией. ДУ: комплексирование с пищей.
34
21. Досмотр
5 АМ,25-27 места багажа, 25-27 грузов. Комплексирование с пищей. ДУ: комплексирование с пищей.
35
7.Обыск местности помещений
Местность разная, сильнопересеченная, с местными предметами (сараи и т.д.). 4 полосы по 100 метров. Итого квадрат 100х100м. Обыск строений, стоящих на участке. В зале: источник запаха на максимальной высоте (в вентиляции, шахтах и т.д.). Обыск крыш и чердачных помещений. Обыск коридоров, |лестниц, подвалов, подсобных помещений, туалетов, складов, крыш.
36
22. Досмотр
6 АМ, 30-32 места багажа, 30-32грузов. комплексирование с пищей. ДУ: комплексирование с пищей.
37
8.Послушание
Выполнение нормативных упражнений по послушанию. Движение по верху машин. Отказ от корма.
38
23. Досмотр
6 АМ,30-32 места багажа, 30-32 грузов. Маскировка табаком. ДУ: маскировка табаком.
39
24 Досмотр
6 АМ,30-32 места багажа, грузов. Маскировка парфюмерией, табаком. ДУ: то же.
40

В любое время в любом месте-любое задание... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 90
Зарегистрирован: 11.12.10
Откуда: РОССИЯ, Новороссийск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.01.11 17:29. Заголовок: 8.Обыск местности по..


8.Обыск местности помещений
Комплексирование обыска местности с обыском помещений.
41
25. Досмотр
6 АМ,30-32 места багажа, 30-32 грузов. Маскировка парфюмерией, табаком, пищей. ДУ: маскировка пищей.
42
26. Досмотр
8 АМ,35-37 места багажа, 35-37 грузов. Маскировка пищей.
ДУ: маскировка пищей.
43
27. Досмотр
8 АМ,35-37 места багажа, 35-37 грузов. Маскировка пищей.
ДУ: маскировка пищей
44
9
Итоговое занятие по послушанию, обыску местности, помещений.
45
28 Досмотр
Итоговое занятие по всем видам досмотра.


Навыки, которыми должна владеть специальная собака по окончании курса дрессировки.
А. Досмотр транспортных средств, грузов, багажа.
1. Вести активный поиск источника запаха НВ (ВВ), обозначать сработкой обнаруженный источник искомого запаха (обозначение сработкой источника запаха НВ (ВВ) не вырабатывается, если собаку планируют применять для тайного обнаружения НВ (ВВ)).
2. Производить досмотр 8 А/М с одного пуска.
3. Производить досмотр 35 мест багажа и ручной клади с одного пуска.
4. Производить досмотр 35 объектов груза габаритами от посылочного ящика до холодильника с одного пуска.
5. Выполнять вышеперечисленные действия в условиях отвлечения, маскировки, а также
комплексирования искомого запаха с запахами:
- индивидуальные запахи людей (личные вещи);
- парфюмерия, табачные изделия;
- пищевые запахи (мясо, орехи и т.д.).
В. Общее послушание.
Выполнять норматив FH-1 (B) (розыскная собака первой ступени, раздел В-послушание), который включает в себя:
1. Хождение рядом на поводке со сменой темпа, с поворотами налево, направо, кругом, с остановкой и проходом через группу людей.
2. Хождение рядом без поводка. Спокойное реагирование на шум запускаемого двигателя большегрузного автомобиля.
3.Посадка из движения.
4.Укладка с подзывом
5.Прыжок в кузов автомобиля,
6.Укладка с выдержкой, с отходом дрессировщика до 25 метров.
С. Обыск местности и помещений.
1. Обыскивать участок местности 100 на 100 метров, обнаруживать и обозначать закопанные, подвешенные на высоту до 2 метров источники запаха НВ (ВВ).
2. Выполнять тот же навык в лесу, в поле, на сильнопересеченной местности, обыскивать местные предметы (строения).
3. Производить обыск залов ожиданий, коридоров, лестниц, подсобных помещений, туалетов, складов, чердаков, подвалов, крыш. Улавливать запахи НВ (ВВ) по воздушным потокам в помещениях.
4. Отрабатывать описанные навыки в условиях отвлечения, маскировки, а также комплексирования искомого запахами с запахами:
- индивидуальные запахи людей (личные вещи);
- парфюмерия, табачные изделия;
- пищевые запахи (мясо, орехи и т.д.).
В данной главе умышленно опущены требования по давности закладки источников запаха НВ (ВВ). При работе специальной собаки, в отличие от розыскной, результат тем выше, чем больше давность закладки.
Описание упражнений, отрабатываемых на занятиях.
Занятия по досмотру автотранспорта, багажа, грузов, дифференцировки.
(№№ 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 13,14,16, 18, 19, 21, 22, 23, 24, 28, 29, 31, 33, 34, 36, 38, 39, 41, 42, 43, 45) всего 28 - занятий
Занятие № 1.
Упражнение № 1. В течение 5 минут занимаемся апортировкой (подготовительные упражнения 1-9). После того, как по одному разу будет отработано каждое упражнение, дрессировщик с собакой подходит к автомашине. Сразу необходимо учиться занимать правильное положение перед пуском собаки на досмотр (рисунок N 7). Ветер, если он есть, должен дуть сбоку. Исходное положение инструктора с собакой 2-3 метра от бампера. Необходимо стоять немного сбоку от линии движения машины с подветренной стороны. Собака должна видеть всю подветренную сторону машины. Движение собаки вокруг объекта досмотра – сложный динамический стереотип, вырабатываемый серией упражнений на нескольких занятий. Поэтому с первого занятия движение собаки должно совершаться только в одну сторону, обычно по часовой стрелке. Нельзя заставлять собаку при одном пуске двигаться в одном направлении, а при другом - в противоположном. Если направление ветра к следующему занятию изменилось, и возникла необходимость начинать досмотр с другой стороны машины, необходимо выбрать новую начальную точку, но у собаки должен вырабатываться стойкий навык движения по часовой стрелке.
Выполняя упражнение № 7 (см. подготовительные упражнения), перед пуском активизируем обонятельный анализатор собаки.
Делаем это следующим образом:
Заняв исходное положение в 2-3 метрах от бампера, инструктор усаживает собаку рядом с собой. Помощник находится возле ближнего колеса автомашины. Достав апортировочный предмет с запахом НВ (ВВ), дрессировщик привлекает к нему внимание собаки, удерживая ее левой рукой за ошейник.
Когда собака возбудится и попытается схватить предмет, дрессировщик бросает его помощнику. Никаких запрещающих команд, одергиваний производить нельзя! Дрессировщик просто держит собаку за ошейник, командой «хорошо» поощряя попытки собаки сорваться за апортировочным предметом. Короткий поводок пристегнут, его конец зажат в левой руке. Помощник машет предметом перед собакой и быстро отступает назад. Положив предмет на одну из нижних деталей машины, помощник отбегает в сторону.
Вновь усадив собаку рядом, дрессировщик, придерживая левой рукой снизу челюсти собаки, правой достает контейнер с источником запаха и подносит его к носу собаки, дает команду «нюхай». Достаточно, если собака сделает 2-3 вдоха. Ошибочным считается мнение, что источник запаха необходимо держать чуть ли не 15 секунд, то удаляя, то приближая его к носу.
Во-первых, при этом затормаживается стремление собаки броситься за апортировочным предметом;
Во-вторых, преобладающим в этом случае становится процесс торможения - выдержка положения рядом с дрессировщиком, после чего трудно рассчитывать на активность собаки при поиске предмета;
В-третьих, для обонятельного анализатора собаки не составляет труда идентифицировать запах, сила которого достаточна, чтобы его почувствовал даже человек. Отличный результат собака показывает даже после одного вдоха при занюхивании.
Убрав контейнер, дрессировщик дает команду «ищи» и жест- прямая рука ладонью вниз вытянута в сторону объекта досмотра. Дрессировщик должен быстро двигаться за собакой, не допуская рывков и натяжений поводка. Если собака активно принюхивается, активно ищет предмет, никаких команд подавать не надо.
Если же собака отвлеклась от объекта досмотра, или просто стала на месте и стоит, дрессировщик жестом и командой вновь отправляет собаку на досмотр. Не надо при этом таскать собаку за поводок и выбирать удобную позицию. Необходимо с места, где возникли трудности, управлять собакой.
Многие считают, что жест можно давать только правой рукой. Жест нужно давать ближней к объекту досмотра рукой. Главное условие правильной подачи жеста - собака должна видеть дрессировщика, смотреть на него, а не стоять к нему спиной. Если собака, проявлявшая в исходном положении активность, упорно не находит предмет, дрессировщик «оживляет» апортировочный предмет рукой, собака берет его; поощрив собаку и выполнив пробежку, дрессировщик вновь занимает исходное положение. Все упражнение повторяют сначала, за исключением: занюхивание источника запаха не производится. Собака пускается практически вплотную за помощником, а предмет берет через мгновение после того, как помощник положит его и уберет руку. Дрессировщик контролирует собаку при помощи короткого поводка.
Сразу после того, как собака схватит предмет, помощник делает попытку отобрать его. Дрессировщик дает команду «хорошо» и выполняет пробежку 50 метров. Упражнение выполняется с одной собакой 2-3 раза, после чего в исходное положение становится следующий дрессировщик. Всего группа, занимающаяся на объекте досмотра, должна составлять не более 5-6 инструкторов с собаками. Каждый выполняет по три подхода (2-3 повторения упражнения в каждом подходе). В паузе между подходами дрессировщики выгуливают собак, занимаются упражнениями по апортировке, стараясь не перегружать собак. Упражнениями по послушанию в день занятий по спец. подготовке заниматься нельзя! Общее время выполнения упражнения группой не более 45 минут.
Упражнение № 2.
На площадке размещается 5-6 чемоданов, сумок (рис 7) . Ветер должен быть боковой, но никак не вдоль чемоданов. Иначе шлейф запаха НВ (ВВ) попадает на соседний чемодан (сумку), что сильно затрудняет работу неподготовленной собаки. При досмотре багажа, грузов закладки НВ (ВВ) необходимо помещать в одни и те же объекты.
Запах больших количеств НВ (ВВ), а некоторых веществ и малых количеств, сохраняется в чемодане и ящике в течение нескольких дней. Поэтому, с самого начала необходимо подобрать 3-4 объекта ручной клади (сумки, дипломаты, чемоданы, ведра) и грузов (ящики разной формы, размеров и окраски) и закладывать НВ (ВВ) только в них.
Чтобы случайно не перепутать объекты, их необходимо пометить. Метка не должна быть видна дрессировщику, так как по условиям некоторых упражнений дрессировщик не должен знать, где находятся закладки. Удобно метить чемоданы, ящики снизу. Исходное положение инструктора с собакой 2-3 метра от первого чемодана. В помеченный чемодан помещается закладка НВ (ВВ) в контейнере. Дрессировщик и помощник действуют так же, как в упражнении № 1 данного занятия. Помощник кладет апортировочный предмет на чемодан с закладкой НВ (ВВ).
После активизации обонятельного анализатора собаки контейнером для занюхивания, дрессировщик
жестом и командой запускает собаку, держа конец короткого поводка в левой руке. Как только собака схватит предмет, дрессировщик поощряет собаку и выполняет пробежку до 50
метров. В это время помощник убирает чемодан с закладкой НВ (ВВ) в сторону, ставит на его место заранее приготовленный объект с закладкой НВ (ВВ) другого типа (например, сумку, дипломат и т.д.). Это необходимо для того, чтобы у собаки не выработался рефлекс поиска источника запаха в объектах одного и того - же типа. Если прятать НВ (ВВ) только в черные чемоданы, то собака будет искать закладку только в них. Кроме того, у собак может выработаться рефлекс на место расположения объекта с источником искомого запаха - например, второй с конца. Поэтому, заменив чемодан на сумку, помощник меняет несколько объектов местами.
Выполнив пробежку, дрессировщик забирает апортировочный предмет у собаки и занимает исходное положение. Упражнение повторяется, предмет всегда кладется на сумку (чемодан) с закладкой НВ (ВВ). Для того чтобы запах НВ (ВВ), который испускает закладка, не только заполнил внутреннее пространство чемодана (сумки), но и вышел в достаточном количестве наружу, необходимо время (10-15) минут. Поэтому, перед началом отработки данного упражнения необходимо приготовить 3-4 объекта (заложить закладку), хотя при каждом пуске мы используем только один объект. Для того чтобы запах изнутри чемодана (сумки) вышел через щели, помощник должен 1-2 раза нажать на чемодан (сумку). Он сработает, как кузнечные меха и выпустит воздух наружу. Чтобы исключить ориентирование собаки на запах помощника, тот должен после окончания всех приготовлений прикоснуться ладонью к каждому объекту досмотра.
Упражнение № 3
Общее расположение предметов представлено на рисунке 8. Шесть ящиков располагаются близко один к другому, в ряд. Техника выполнения аналогична упражнению № 2 данного занятия. Занятие № 1 - выполнение упражнения № 7(подготовительные упражнения) на объектах досмотра. В местах, куда помощник кладет предмет, заранее (не менее чем за 15 минут) закладывается контейнер с НВ (ВВ). Апортировочный предмет помощник кладет непосредственно в зону распространения запаха НВ (ВВ). Серией упражнений у собаки вырабатывается связь между месторасположением предмета и запахом НВ (ВВ).
Естественно, между разными пусками у нас нет возможности поменять месторасположение закладки на А/М (останется фоновый запах, да и на новом месте закладка должна лежать 10-15 минут). Поэтому необходимо иметь 3-4 автомашины на первом же занятии, и каждый пуск совершать на новую машину. При досмотре багажа и грузов проблема решается легче, (см. описание упражнения № 2).
На данном занятии помощник не прячет предмет и не делает отвлекающих движений. На каждой точке - машины, грузы, багаж - выполняется 3-4 подхода по 3 повторении. При выполнения упражнений собаки должны быть в возбужденном состоянии, причем, активность должна быть направлена на добычу и овладение апортировочным предметом.
В день занятий специальной дрессировкой нельзя заниматься упражнениями по послушанию. На досмотровой площадке и перед пуском на нее собаку нельзя наказывать, нельзя задергивать ее отработкой общедисциплинарных навыков, нельзя вызывать проявление тормозных рефлексов (выдержки, команды «ФУ» и т.д.). Занятия досмотром автотранспорта, досмотром багажа и досмотром грузов проводятся параллельно на разных точках. На каждой точке руководит отработкой помощник руководителя занятия, который ведет учет выработки навыков каждой собаки и одновременно выполняет функции помощника дрессировщика (манипулирует закладками, апортировочными предметами).
Отработка упражнений занимает около 45 минут (при численности группы 5 человек).
После отработки упражнений группы меняют место занятий. Дифференцировка отрабатывается параллельно, независимо от степени отработки упражнений 1-3. Дифференцировкой руководит 4-й помощник руководителя занятий. Он ведет общий учет, вызывает по одному дрессировщиков. Целесообразно, чтобы руководители занятий на учебных точках оставались на них от начала до конца, просто меняясь группами. Такая «специализация» инструкторов-помощников благоприятно сказывается на качестве выработки навыков, как у собак, так и у дрессировщиков. Руководитель занятий осуществляет общий контроль и выборочно проверяет работу на точках. При разборе занятия инструктора на учебных точках подводят итоги, объявляя всем дрессировщикам общие и частные недостатки, выставляют оценки за работу собакам и дрессировщикам. Разбор ошибок и обмен мнениями после занятий обязателен.
Итого, для проведения первого занятия необходимо (на 15 дрессировщиков):
- 4 инструктора - помощника руководителя занятия на учебных местах плюс один руководитель занятий;
- 4 автомашины;
- контейнер для занюхивания - на каждого;
- 13-14 мест багажа и ручной клади, из них 4 с закладками НВ (ВВ) (с учетом запаса на случай, если какая-либо собака оправится на багаж);
- 13-14 объектов груза, из них 4 с закладкой НВ (ВВ);
- 3 дифференцировочные установки с банками без крышек (две из них-запасные);
- 20 апортировочных предметов с запахом НВ (ВВ);
- 4 закладки НВ (ВВ) для А/М (итого для всего занятия, для всех точек - 15 закладок НВ (ВВ)).
Упражнение № 4 Дифференцировка.
Исходное положение перед дифференцировочной установкой на расстоянии 2-3 метра (рис. N 9). Ветер не должен дуть вдоль доски, иначе снос запаха из банок будет затруднять работу собаки. Помощник находится у дифферинцировочной установки, ловит предмет, брошенный дрессировщиком и кладет его в банку с закладкой НВ (ВВ).
Предмет в банке с закладкой не помещается, поэтому собаке будет легко взять его. После каждого пуска, пока дрессировщик выполняет пробежку, помощник меняет банки местами и оставляет свой запах на всех банках. С первого же занятия не должно быть видно, что находится в банках (вдоль стенок выкладывается бумага).
При каждом подходе выполняется 2-3 пуска собаки на дифференцировку. Всего таких подходов каждый должен сделать 2-3 на занятии. Все остальные банки, не имеющие закладки НВ (ВВ) снаряжаются материалом, полностью идентичным материалу, из которого изготовлен апортировочный предмет. То есть, если мы используем на занятиях веревочный предмет, в который вплетена полоска ткани, активизированной запахом НВ (ВВ), В банки необходимо заложить такую же веревку и такую же ткань, хранившиеся в тех же условиях, но, естественно, без запах НВ (ВВ).
На «посторонних» закладках должен быть также комплексный запах людей - от помощника до дрессировщика. Проще говоря, запах предмета, находящегося в искомой банке, должен отличаться от запаха остальных банок только наличием НВ (ВВ). После каждого занятия банки должны мыться и высушиваться.
Занятие № 2. (общий номер -3)
Выполнение упражнения № 9 (см. подготовительные упражнения) на объектах досмотра. Упражнения, выполняемые на данном занятии, отличаются действиями помощника и закладкой апортировочного предмета в зону распространения запаха от НВ (ВВ) - закладки.
Предмет должен быть заложен таким образом, чтобы собаке было трудно его достать. Когда собака обнаружит предмет, дрессировщик жестом и командами вызывает «поведение при сработке». Как только это поведение проявлено, дрессировщик помогает собаке взять предмет, поощряет ее и выполняет побежку. Не надо давать предмет с рук, нужно быстрым движением выбросить его из машины, пусть собака поймает его на лету или подберет с земли. Для проведения занятия № 2 необходима такая же материальная база и обеспечение, как и для проведения занятия №1.
Упражнение № 1 - досмотр автотранспорта.
Один раз выполняем упражнение № 1 занятия № 1. После поощрения собаки и пробежки
дрессировщик занимает исходное положение у автомашины. Предмет №1 уже заложен. Помощник, поймав предмет №2, привлекает внимание собаки и начинает движение в направлении против часовой стрелки, засовывая руку с предметом на нижние детали машины. Помощник прорабатывает машину до конца, замыкая полный круг. По пути помощник прикасается к машине ладонями, чтобы исключить ориентирование собаки на индивидуальный запах помощника. Закончив работу у ближнего бампера, помощник показывает собаке пустые руки и отбегает в сторону. После занюхивания дрессировщик жестом и командой пускает собаку на досмотр, придерживая короткий поводок. Собака должна проработать машину по часовой стрелке, начиная с точки, где помощник трогал машину в последний раз, и заканчивая обнаружением закладки. Схемы движения, помощника,
дрессировщика и собаки показаны на рисунке № 10 . Обнаружив закладку и апортировочный
предмет, дрессировщик должен вызвать у собаки «поведение при сработке», после чего выбросить предмет из машины. Отрабатывая данное упражнение, необходимо прятать предмет так, чтобы его не было видно собаке, заставляя тем самым ее работать на запах. И все же, дав сработку, собака должна видеть, что предмет появляется именно из зоны запаха НВ (ВВ). Общий режим и количество упражнений аналогичны занятию № 1. Не следует отвлекаться закладкой НВ (ВВ) в дальние по ходу движения собаки места, иначе собака будет пропускать ближней бампер, колесо и т.д. Необходимо 1-2 раза пускать собаку на машину, где закладка сделана в ближнем колесе, а то и в районе ближних фар (стоп-сигналы).
В последний раз собака должна видеть предмет там, откуда она будет начинать работать.
Упражнение № 2 - досмотр багажа.
Условия выполнения аналогичны упражнению №2 занятия № 1. Поймав предмет, помощник выполняет отвлекающие движения и засовывает руку в поочередно открываемые чемоданы и сумки. Начинать помощник должен от дальнего объекта и заканчивать ближним. В любом случае, предмет находится в чемодане (сумке) с закладкой НВ (ВВ). Дрессировщик после занюхивания пускает собаку жестом или командой. Если собака сразу обнаруживает искомый объект, дрессировщик вызывает «поведение при сработке», затем поощряет собаку, открывает чемодан (сумку) и дает возможность собаке взять апортировочный предмет. Когда собака берет предмет, она вдыхает запах НВ (ВВ). Серией упражнений мы вырабатываем у собаки связь между месторасположением предмета и запахом НВ (ВВ).
Режим упражнений и количество подходов аналогичны занятию № 1.
Упражнение № 3 - досмотр грузов.
Условия упражнения аналогичны упражнению № 3 занятия № 1. Действия помощника и дрессировщика такие же, как при досмотре багажа на данном занятии.
Упражнение № 4 - дифферинцировка.
Все банки имеют фоновый запах, идентичный запаху апортировочного предмета без запаха НВ (ВВ). Первый раз упражнение выполняется аналогично упражнению № 4 занятия № 1. Когда дрессировщик выполняет пробежку, помощник готовит дифференцировочную установку, закладывает заранее приготовленный второй апортировочный предмет и при повторном пуске имитирует отвлекающие движения, спрятав пойманный предмет за спину.
Режим упражнений аналогичен занятию №1.
Занятие № 3 (общий номер занятия № 4).
К третьему занятию у собак должен быть выработан первоначальный условный рефлекс на объекты досмотра. Собака должна по команде и жесту активно обнюхивать автомашину, багаж, грузы, дифферинцировочную установку без предварительной работы помощника, производимой на глазах у собаки. На занятии № 3 на каждые 2-3 пуска собаки без предварительной работы помощника приходится один пуск по условиям занятий № 2.
На данном занятии помощник уже не прячет апортировочный предмет рядом с закладкой НВ (ВВ). Поощрение собаки после сработки производится командой «хорошо», поглаживанием, похлопыванием по груди и дачей апортировочного предмета.
Очень важна техника поощрения специальной собаки апортировочным предметом. Грубой ошибкой будет являться дача предмета с рук. Достаточно 1-2 раза поощрить собаку, таким образом, как она начнет разворачиваться на руки дрессировщика, едва уловив запах НВ (ВВ), и будет очень трудно развернуть собаку на объект досмотра и заставить дать сработку.
Правильным будет следующий порядок дачи предмета. После обнаружения собакой источника запаха НВ (ВВ), дрессировщик вызывает «поведение при сработке». Поощряя собаку голосом и поглаживанием, дрессировщик незаметно достает апортировочный предмет, держа его сзади собаки, вне поля ее зрения. В момент наиболее активного проявления собакой «поведения при сработке» дрессировщик подбрасывает предмет вверх. Апортировочный предмет должен упасть перед собакой сверху, по возможности произведя больше касаний о машину (если производится досмотр автотранспорта).
После серии упражнений у собаки должна образоваться связь между поведением при сработке (царапание, копание, лай, выдержка в положении лежа и т.д.) и «выпадением» сверху апортировочного предмета. Главное, чтобы собака не переключилась на дрессировщика. Собака не должна при досмотровой работе видеть апортировочный предмет у дрессировщика. Желательно перед занятием 3-5 минут потренировать технику броска. Апортировочный предмет, вылетев из ладони у пояса, должен вращаясь подняться на высоту роста человека и упасть в метре от дрессировщика, в заранее намеченную точку. Предмет должен падать прямо перед носом собаки в момент ее активной работы.
Упражнение № 1 - досмотр автотранспорта.
Дрессировщик занимает исходное положение, дает собаке занюхать источник искомого запаха из контейнера, жестом и командой посылает собаку на досмотр. При обнаружении закладки НВ (ВВ), после сработки собаки дрессировщик голосом, поглаживанием и выбрасыванием апортировочного предмета поощряет собаку, затем выполняет пробежку.
Выполняется 1-2 повторения, количество подходов 3-4. После каждых 2-3 пусков (зависит от активности собаки) для более заинтересованной работы выполняется упражнение № 1 занятия № 2.
Однако в исходном положении дрессировщик имеет два предмета, один из которых бросает помощнику, а другой оставляет себе, поощряя им собаку при сработке. Помощник, производя имитацию закладки, забирает предмет и отходит в сторону (собака не должна видеть того, что предмет остался в руках у дрессировщика).
Упражнение N 2 - досмотр багажа.
Дрессировщик занимает исходное положение, дает собаке занюхать источник искомого запаха из контейнера, жестом и командой посылает собаку на досмотр. 5-6 объектов досмотра располагаются в один ряд, ветер боковой. Нельзя давать собаке бегать вдоль ряда, пропуская чемоданы (сумки). Необходимо сразу вырабатывать четкую систему поиска. Если до этого необходимо давать команду и жест на каждый объект досмотра, значит, так необходимо делать до тех пор, пока собака не перестанет пропускать чемоданы (сумки).
Нельзя увлекаться расположением объекта с закладкой НВ (ВВ) только в середине или в конце ряда, иначе собака будет пропускать первый-второй объекты. При обнаружении источника искомого запаха дрессировщик уже не открывает чемодан, он вызывает у собаки «поведение при сработке» и
поощряет собаку голосом, поглаживанием и подбрасыванием апортировочного предмета.
Режим упражнения аналогичен режиму упражнения № 1 данного занятия. При работе с помощником он уже не оставляет предмет в чемодане (сумке), объект не открывается и поощрение производится так же, как описано выше.
Упражнение № 3 - досмотр груза.
Упражнение выполняется аналогично упражнению № 1 № 2 данного занятия. Упражнение № 4 - дифференцировка. На банки надеваются крышки с отверстиями. Во всех банках находится носитель фонового запаха (см. занятие № 1 упражнение № 4).
В одной из банок находится закладка НВ (ВВ). При обнаружении собакой источника искомого запаха дрессировщик вызывает «поведение при сработке», поощряет собаку и подбрасывает апортировочный предмет. Он должен упасть прямо на банку с закладкой НВ (ВВ). Через 2-3 пуска производится пуск собаки с предварительной работой помощника. Поймав апортировочный предмет, помощник имитирует закладку, опустив руку за каждую банку и уходит. Второй предмет дрессировщик использует как поощрение при сработке.
Материальная база и обеспечение.
- 4 автомашины; - контейнер для занюхивания - 15 (на каждого);
- 13-14 мест багажа и ручной клади, из них 4-с закладкой НВ (ВВ);
- 13-14 объектов груза, (из них 4-с закладкой НВ (ВВ));
- 3 дифференцировочные установки с банками с крышками (две из них - запасные);
- 24 апортировочных предмета с запахом НВ (ВВ) (15 на каждого,5-запасных, 4- на каждую учебную точку как второй предмет);
-10 закладок НВ (ВВ);
- «фоновые» закладки для дифференциров. установок - 12.
Занятие №4 (общий №6).
Данное занятие полностью идентично занятию № 3, за исключением дифференцировки. Материальная база и обеспечение аналогичны занятию № 3, добавляется посторонняя закладка на дифференцировке (не пищевые и не парфюмерные запахи).
Упражнение N 4 (дифференцировка).
В одну из банок закладываем источник постороннего запаха. Он не должен быть пищевым или парфюмерным. Идеально подходят личные вещи (носки, носовые платки и т.д.).
При работе собак она может принюхаться к источнику отвлекающего запаха (проявляется ориентировочный рефлекс), но сработки давать не должна. Если собака даст сработку на отвлекающий запах, необходимо четко дать жест и команду на продолжение поиска.
При первом-втором пуске банки с источником искомого запаха и с источником постороннего запаха ставятся на разных концах дифферинцировочной установки. При нормальной работе собаки расстояние между ними постепенно уменьшается. В конце занятия собака должна четко дифферинцировать запах НВ (ВВ) от постороннего запаха, источник которого находится в соседней банке. На ранних занятиях через каждые 2-3 пуска производится пуск собаки с предварительной работой помощника.
Занятие N 5 (общий номер 8).
На данном занятии при досмотре автотранспорта, багажа, грузов в одном месте закладываем постороннюю закладку. Отвлекающий запах не должен быть пищевого или парфюмерного происхождения.
Лучше всего закладывать личные вещи (куртки, спортивные костюмы и т.д.). Вещи должны быть только что сняты с людей, а не выстираны или выветрены. Не надо использовать вещи дрессировщика. Желательно закладывать постороннюю закладку так, чтобы собака сначала проходила ее, а затем закладку НВ (ВВ). К посторонней закладке собака может принюхиваться, но сработку поощрять не надо, нужно жестом и командой заставить ее работать дальше.
Материальная база и обеспечение аналогичны занятию № 3, но добавляются посторонние закладки для А/М, грузов, багажа - по одной; на дифференцировочной установке – для всех банок (кроме закладок НВ (ВВ)).
Упражнение № 1 - автотранспорт.
Закладка с запахом НВ (ВВ), как и закладка с посторонним запахом, устанавливается так, чтобы ее не было видно. Собака должна ориентироваться только на запах. Следует напомнить, что помощник должен прикасаться к машине по всему периметру, оставив тем самым свой индивидуальный запах.
Упражнение № 2,3 - багаж, грузы.
Объекты досмотра не открываются при сработке! В одном из объектов находятся личные вещи посторонних людей. Режим упражнений аналогичен режиму занятия № 3.
Упражнение N 4 - дифференцировка.
Источники постороннего запаха, принадлежащего разным людям, закладываются во все банки. Следует отметить, что вместе с источниками индивидуальных запахов находятся материалы, из которых изготовлен апортировочный предмет (см. занятие № 1 упр. № 4).
Занятие № 6 (общий номер № 9).
На занятии № 6 начинаем увеличивать количество объектов досмотра. При каждом пуске теперь собака досматривает 2 автомашины, 10-12 мест багажа, 10-12 грузов. Количество закладок НВ (ВВ) 1-2. Дифференцировка выполняется так же, как на занятии N 5. Пуск собаки с предварительной работой помощника применяется только в особых случаях, если собака не проявляет активности. Если собака работает активно, она пускается только с предварительным занюхиванием. Разные закладки НВ должна быть разного объема (массы).
Материальная база и обеспечение.
- 4 автомашины;
- контейнеры для занюхивания - 15 (на каждого);
- 20 мест багажа и ручной клади, (из них 4 с закладкой НВ (ВВ)); 4 - запасные; 3 - с посторонним запахом;
- 20 мест груза, (расчет тот же, что и по багажу);
- 3 дифференцировочные установки с банками

В любое время в любом месте-любое задание... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
РЛК


Сообщение: 105
Зарегистрирован: 28.02.10
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.01.11 20:57. Заголовок: :sm116: материал ин..


материал интересный, требует изучения.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 91
Зарегистрирован: 11.12.10
Откуда: РОССИЯ, Новороссийск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.01.11 08:14. Заголовок: не то слово...это ст..


не то слово...это статья военного кинолога.Конечно сил предется вкатить мама не горюй...вот интересно а таможня наша на наркоту учит только интересно было бы пообщаться...а еще обещали познакомить с 7 гвардейской ВДВ...у них отряд кинологов есть...у пагранцов наших-другие задачи-У НИХ СЛЕДОВАЯ...

В любое время в любом месте-любое задание... Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 25
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет