15 августа 2009 года наш форум начал свою работу. Цель создания форума - обеспечение информационного пространства между регионами РЛК.

АвторСообщение
администратор




Сообщение: 6426
Зарегистрирован: 16.08.09
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 13
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.11.17 16:13. Заголовок: Зоопсихология.


Зоопсихология модное нынче название, Ну существует ли она как отдельная наука или это просто некий модный бренд? Поэтому расскажу немного о науках о поведении в целом.

Поведение животных издавна интересовало ученых самых разных специальностей и, прежде всего, зоологов, психологов и физиологов. В связи с этим его изучение велось при помощи методик, традиционных для одной или другой биологической специальности. Это привело к тому, что фактически одновременно сформировалось несколько самостоятельных направлений, а точнее даже отдельных наук о поведении. Так в 30-е годы на основе зоологии сформировалась ЭТОЛОГИЯ — наука о поведении животных в естественной среде обитания. Ее основоположниками явились австрийский ученый Конрад Лоренц и голландский исследователь Николас Тинберген. Эта наука получила широкое распространение в среде зоологов. Основными методами этологии стало наблюдение за поведением животных в природе и изучение развития естественного поведения у детенышей, выращенных в лабораторных условиях. Таким образом, этологами в основном изучались врожденные, инстинктивные элементы поведения.

ЗООПСИХОЛОГИЯ зародилась как сравнительный метод исследования поведения человека и животных в лабораторных условиях.

Основателем зоопсихологии считается американский ученый Эдвард Торндайк. На первых порах ее основной задачей было исследование процессов, связанных с научением.

Одним из направлений психологии и зоопсихологии в частности явился БИХЕВИОРИЗМ , для изучения психики животных использовались и методы гештальтпсихологии. Это направление психологии возникло в 80-е годы в Германии. Его приверженцы, считали первичными элементами психической деятельности не отдельные ощущения, а целостные образы — гештальты. Наиболее известными гештальтпсихологами, занимавшимися исследованиями животных явились прусский исследователь Вольфганг Келер и американский ученый Роберт Йеркс. Большое значение для исследования когнитивных способностей животных имели работы американского ученого Эдварда Толмена, сформулировавшего понятие "когнитивных карт", с помощью которых животные ориентируются в окружающем пространстве.
Большую роль в выработке критериев, необходимых для надежно¬го разделения разных форм поведения, сыграли работы английского психолога Конвея Ллойда-Мор¬гана.
Большой вклад в развитие зоопсихологии внесли и российские исследователи: В. А. Вагнер, Н. Н. Ладыгина Котс, Н. Ф. Левыкина
К. Э. Фабри, С.Л. Новоселова, В.С. Мухина, Н.А.Тих, Г.Г.Филиппова и др. основная масса их работ была связана с изучением поведения обезьян. И фактически в свете современных представлений о науке это направление относится скорей к тому, что сейчас называют СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЕЙ.
Практически одновременно с разработкой в США Торндайком основ экспериментальной психологии, в России И.П.Павловым было создано новое направление в физиологии — УЧЕНИЕ О ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ , целью которого было объективное изучение психики животных и человека. В основе учения И. П. Павлова лежал рефлекторный принцип, а элементарной единицей всех проявлений высшей нервной деятельности был признан условный рефлекс. Основной задачей данной науки было изучение физиологических механизмов поведения с использованием электрофизиологических, фармакологических и других методов. В силу сложившихся обстоятельств, многие советские ученые, например Л.В. Крушинский, Л.А. Фирсов, И.С. Бериташвили, занимавшиеся вполне зоопсихологическими проблемами, относили себя к числу физиологов.
Сложные процессы, происходившие в середине ХХ века в науке и в обществе привели к обособлению и даже к определенному антагонизму между этологией, зоопсихологией и физиологией ВНД. Фактически, занимаясь изучением одних и тех же процессов, ученые всячески подчеркивали свое отрицательное отношение к методам другой науки. Следствием этого явилось и то, что одни и те же процессы и явления в разных науках часто обозначались совершенно разными терминами. Это еще более усиливало расхождение между направлениями науки о поведении. Однако к 80-м годам ХХ столетия стремление к обособлению наук стало постепенно ослабевать. Ученые всех специальностей стали активно применять методы смежных наук. Данный процесс затронул и научные направления, связанные с поведением. Этологи, кроме исследований в природе, стали использовать и экспериментальные методы, включающие обучение, изучение рассудочной деятельности, а также электрофизиологические и фармакологические методики. Зоопсихологи в свою очередь стали широко пользоваться физиологическими методиками и изучать поведение животных в природе. Физиологи, по мере совершенствования технологий, также вышли за пределы экспериментальных установок и приступили к изучению физиологических процессов у животных в "свободном поведении". Об этом прекрасно сказал Р. Дьюсбери , автор нескольких монографий о поведении. Он писал, что во второй половине ХХ века сложилась такая ситуация. что понять, к какому направлению принадлежит тот или иной ученый, изучающий поведение, стало возможным только подняв его полное досье. Таким образом, круг замыкается, и фактически все направления изучения поведения животных в настоящее время сливаются в ЕДИНУЮ НАУКУ О ПОВЕДЕНИИ, пока еще не имеющую определенного названия. Нередко употребляются такие термины как "нейробиология", "психобиология" или "нейронауки", объединяющие широкий комплекс наук и интегрирующие сведения, полученные в смежных областях знаний о мозге и поведении.

Сотская Мария Николаевна

http://skrasnyhprudov.jimdo.com/ Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]


администратор




Сообщение: 6427
Зарегистрирован: 16.08.09
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 13
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.11.17 16:19. Заголовок: Сотская М.Н. : Совре..


Сотская М.Н. :

 цитата:
Современная научная зоопсихология основана прежде всего на основе глубоких знаний психологии человека. Эта наука о особенностях восприятия животными окружающего мира. Изучать ее по настоящему возможно тогда, когда студент уже хорошо освоил психологические науки. Прекрасный учебник Зоопсихологии, настоящей зоопсихологии написан Галиной Григорьевной Филипповой ( Зоопсихология и сравнительная психология , М. 2012) . А то, что мы преподаем на первом курсе во всех вузах психологического профиля это вовсе на зоопсихология, а фактически "Биологические основы поведения". А название зоопсихология, это просто некая дань традиции...



 цитата:
И то. что мы называем основами зоопсихологии для владельцев собак это тоже никакая не зоопсихология , а просто основы поведения. И они жизненно необходимы!



http://skrasnyhprudov.jimdo.com/ Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 6428
Зарегистрирован: 16.08.09
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 13
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.11.17 16:25. Заголовок: Кому интересно, лекц..


Кому интересно, лекция Зориной Зои Александровны


http://skrasnyhprudov.jimdo.com/ Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 21
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет